21.4. Психология больных с нарушениями слуха

Изменения психики и личности больных с утратой слуха менее четки и более полиморфны, но принципиально они мало отличаются от описанных выше. Значение слухового анализатора в восприятии речи, музыки, звуковой сигнализации сказывается как на интерперсональных отношениях больных с окружающими, так и на возможностях профессиональной деятельности.

Врожденная или рано приобретенная глухота требует специальных методов лечения (операций протезирования или использования слуховых аппаратов) и обучения больных (с использованием общения посредством мимики и жестов). Отсутствие подобных методов или позднее их применение могут неблагоприятно сказаться на психическом развитии ребенка, в том числе его умственных способностях.

Снижение слуха в зрелом возрасте может вызвать различные психические нарушения, которые зависят, с одной стороны, от остроты

361

и степени снижения слуха, а с другой - от преморбидных личностных качеств больного. Чрезмерно выраженное реагирование в виде различных клинических вариантов гипернозогнозий возникает чаще при остром развитии патологического процесса и значительной или полной утрате слуха. Появившиеся затруднения в установлении контактов с окружающими вследствие нарушения слуха вызывают у больных состояние стресса и нарушают адаптацию. Больные охвачены тревогой, страхом перед будущим, при этом у них также могут возникать повышенная раздражительность, обидчивость. Типология реагирования на невротическом уровне определяется преморбидными особенностями личности и связанными с ними механизмами психологической защиты. Помимо невротических расстройств одним из патологических механизмов реагирования на потерю слуха является развитие депрессивных состояний.

Постепенное развитие болезненного процесса и умеренное снижение слуха обычно не приводят к существенным нарушениям психики больных. В этих случаях адаптационные ресурсы личности позволяют ей приспособиться к ситуации, несмотря на имеющийся дефект. У больных имеется больше возможностей получения новых навыков, необходимых для общения с окружающими (в том числе с использованием слуховых аппаратов) и продолжения трудовой деятельности. Больные в большинстве случаев активно ищут помощи, активно участвуют в лечебных и реабилитационных процессах.

В то же время в некоторых случаях нарастающей тугоухости могут иметь место явления гипонозогнозии или диссоматонозогнозии, при которых больные вытесняют имеющиеся расстройства или сознательно скрывают их, стесняясь окружающих. Поэтому врач в своей работе должен учитывать все обстоятельства, чтобы рассеять болезненные опасения пациента, а также его сомнения и подозрения, которые могут явиться почвой для появления у него сенситивных идей отношения в связи с трудностями общения. Так, например, окружающие засмеялись, а человек с плохим слухом решил, что смеются над ним. У тревожных, самолюбивых и мнительных лиц подобное отношение могут вызывать посторонние разговоры сотрудников по работе, соседей по дому, больных и врачей в отделении. У них могут возникать вначале подозрение, а затем уверенность в недоброжелательном к нему отношении.

Пребывание таких больных в соматическом стационаре связано для них с большими затруднениями, особенно если врач не уделил достаточного внимания их дефекту. В период обследования они стремятся напряженно вслушиваться в разговоры персонала, врачей, соседей по палате. Снижение слуха и аффективная настроенность не позволяют им разобраться в собственной ситуации. Они болезненно интерпретируют действия окружающих, принимая в свой адрес "самые тяжелые подозрения". Это часто приводит к подавленному настроению, тревоге, нарушениям сна и аппетита.

362

Бред тугоухих, как правило, возникает не только из-за снижения слуха. В развитии и оформлении психических расстройств определенную роль играют психогенные факторы (длительные служебные и семейные конфликтные ситуации и др.), а также характерологические особенности лиц (аффективная ригидность, наличие паранойяльных черт).

363