23.5. Психология больных эпилепсией
На взаимоотношения врача с больным эпилепсией могут накладывать отпечаток имеющиеся у последнего изменения личности. Особенности личности и поведения больных эпилепсией описаны врачами еще в глубокой древности. Наиболее характерными чертами личности эпилептика считаются льстивость, угодливость, с одной стороны, и злобность, злопамятность - с другой.
Поведение больных часто определяется эмоциональной насыщенностью переживаний и склонностью к эксплозивным реакциям. Причем реакции больного эпилепсией характеризуются именно взрывчатостью, а не просто раздражительностью, что может привести к вербальной угрозе, а иногда прямой агрессии в отношении окружающих. Надо помнить, что больным эпилепсией, помимо обидчивости и злопамятности, в силу особенностей мышления свойственна неспособность дифференцировать серьезную обиду и мелочи, поэтому они могут давать однозначные реакции гнева на различные по значимости ситуации. О таких больных говорят, что они могут унижаться из-за пустяка и из-за пустяка убить человека.
Иногда в состоянии аффекта больные могут совершать аутоагрессивные действия. Наклонность больных к длительному застреванию на мелких обидах, ссорах, эгоцентризм притязаний способствуют возникновению у них сутяжных тенденций.
Контакт врача с больными нередко бывает затруднен в связи с имеющимися расстройствами мышления в форме вязкости, обстоятельности, невозможности отделить главное от второстепенного, что делает малопродуктивной беседу с пациентом с целью сбора жалоб и анамнестических сведений.
Важное значение в лечении больных эпилепсией имеют правила применения противосудорожных средств: индивидуальность подбора препарата и его дозы, регулярность и длительность приема. Надо учитывать, что больные эпилепсией страдают расстройствами памяти. Поэтому все назначения им необходимо записывать и максимально упрощать сроки приема лекарств. Лучше назначать их в два приема - утром и вечером. С самого начала больной должен быть предупрежден о необходимости постоянного приема лекарств и о том, что только врач может менять дозы и сочетание назначенных препаратов. Больному объясняют, что отмена препарата без разрешения врача может привести к ухудшению состояния, учащению припадков и даже к эпилептическому статусу.
Обычно сами больные редко нарушают рекомендованную врачом терапию, так как возможные расстройства памяти у них компенсируются таким качеством, как педантичность, которая распространяется на их мотивации и действия, в том числе и на отношение
404
к проводимому лечению. Свойственные больным эпилепсией аккуратность и педантизм должны учитываться не только врачом, но и всем медицинским персоналом, особенно при выполнении назначений, процедур, обещаний, так как в противном случае могут возникать конфликты из-за невыполнения тех или иных обязательств по отношению к ним.
Нарушения в приеме противосудорожных средств (в частности, барбитуратов) возможны в случаях, когда больной после припадка попадает в больницу, например, в связи с полученной при этом травмой, а врачи не принимают во внимание проводимую ему до этого терапию. В результате резкой отмены противосудорожной терапии могут возникать повторные (серийные) припадки или даже эпилептический статус. Иногда после судорожного припадка или серии припадков у больного может наблюдаться состояние нарушенного сознания различной степени выраженности и продолжительности, что является основанием для усиленного наблюдения за ним. Если в состоянии оглушенности больные обычно не представляют опасности для окружающих, то при сумеречном состоянии сознания они могут неправильно себя вести, совершать агрессивные действия, уезжать или убегать, совершать поджоги и убийства. В сумеречном состоянии они, как правило, не ориентируются в окружающем, невпопад отвечают на вопросы, но действия их внешне могут носить как бы целенаправленный характер.
В состоянии оглушенности после припадка больной эпилепсией может стать жертвой несчастного случая, так как восприимчивость к внешним раздражителям понижена, и он может не услышать сигнала транспорта, не оценить должным образом происходящее на улице. Родственники больного и персонал медицинских учреждений должны знать, что больной после припадка может выходить из дома только с сопровождающими или оставаться на месте под наблюдением.
При проведении психотерапевтических бесед с больным следует помнить, что формулировки должны быть четкими и конкретными, понятными ему. Эпилептик, способный часами говорить о своем состоянии, застревать на деталях, сам слушать длительное время не может, так как у него нарушена способность к концентрации внимания. Кроме того, свойственная больным ригидность суждений также требует от врача значительных усилий и настойчивости, чтобы убедить пациента в чем-либо.
Много такта надо проявить в отношении больного, вынужденного в связи с болезнью сменить профессию, место работы или перейти на инвалидность с последующим овладением иной профессией. Давая такие рекомендации, необходимо исходить из особенностей его психики, которая с годами становится все более и более торпидной. Больные медленно схватывают и запоминают новое, поэтому освоение ими новой профессии может быть затруднено. Торпидность
405
психики проявляется и в том, что они плохо переключаются с одного вида деятельности на другой. Им можно рекомендовать работу, которая не требует быстрого переключения внимания, но нуждается в тщательности и точности выполнения операций.
406